22:18 

Dushka Niki
Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое. А. С. Пушкин

Пока мой недоделанный Одиссей находится на пути к солнцу ("Да он уже уехал, уехал! он, знаете ли, уж катит! Уж он черт знает где!";), лучшей погоде и живописным ландшафтам, и хоть я увижу его не через 20 лет, а всего лишь чрез 27 дней, и след его еще не простыл в коридорах погруженного в ноябрьскую дрему здания (где круглыми днями горит электрический свет, отчего в комнатах еще тусклее, тоскливее и соннее, а на лестницах между первым и седьмым этажами так тихо и темно, что можно в самом деле спать, прятаться, затеряться на годы) - и след, и фиолетовая рубашка, и манера слегка сутулиться, и взгляд ("28 мая. Хороший журнал – эта «София»… - Спектакль в Куоккале. – Пьеса Дымова. – Странная смесь унижения с гордостью. Ее вчерашний взгляд. Я влюблен в нее сегодня так грустно, как давно не был» - гм, увлеклись), мне все равно надо чем-то заполнить и отвлечь голову. Так вот я и отвлекла, посмотрев, правда, не слишком внимательно и не совсем от начала и до конца новое творение Бесогона "Солнечный удар". Слава богу, я не критик, но и не окончательный идиот, чтобы писать очевидное, вроде: "ЭТО НЕ БУНИН!!! ОН ПИСАЛ НЕ О ТОМ, ЧТО В ФИЛЬМЕ!!!!! ОНИ ЖРУТ СВЕЖУЮ КИНЗУ в КОНЦЕ НОЯБРЯ!" Неет, Михалков, конечно, не бесталанен. Но он куда-то растерял настоящего себя и уже 17 лет подряд лепит однообразные румяные лубочные картинки, которые подает под соусом духовности и стенаний о России, которую мы потеряли. Причем удалась безусловно ему только 1-я такая картинка - "Сибирский цирюльник", моя детская любовь, мое потрясение, от которого я в 12 лет, в дни январских каникул, отходила дня три. Там все было сделано действительно ярко, на одном дыхании, с чувством, пусть сентиментально, но ностальгически и искренне. И смотрелось так же (и даже пресловутые флэшбеки там были органично вписаны в общую канву повествования). Про УС-2 мы умолчим из деликатности. Уже много сказано ("Мама, мы в аду, мама";) и даже стихов сочинено "ВХодит Котов. Он томится..." и т.д.)
И вот "Солнечный удар". Чуть лучше, чем УС-2. Буниным там, понятное дело, и не пахло. От бунинского рассказа сохранились только Волга, пароход, уездный город, жара да поручик с незнакомкой. Все остальное, что составляло его прелесть - легкость, воздушность, внезапность, недосказанность, скрытый трагизм и горечь, убежденность в невозможности любви - все ушло. Осталась только смысловая связка - one-night stand, как символ прежней жизни и любви.
В фильме минусы, на мой взгляд, существенно перевешивают плюсы. В плюсы запишем попытку что-то такое изобразить. Масштабное, красивое и исполненное экзистенциальной тоски. Яркие, сочные краски, внимательность к деталям, даже мельчайшая прорисовка всяких мелочей, как всегда, хорошая массовка, вроде бы такая продуманность в противопоставлении нарочито ясного, насквозь пронизанного солнцем и счастьем июльского дня серому, угрюмому, полному тоски и безысходности грязному ноябрю, который одновременно конец жизни и конец Родины.
Главная беда – в излишней нарочитости, когда все наполнено такими толстыми намеками, метафорами, аллегориями, скрытым смыслом, что, и правда, ступить негде. Настоящее тонкое кино так не делается. Зачем по 20 раз показывать шарфик и осточертеть с ним решительно всем, зачем журавлики, ненастоящий вид из гостиничного окошка и липовая Волга? Зачем эта отвратительная любовная сцена, странная, дикая, совсем не чувственная. Неудачная склейка флэшбеков и общая затянутость фильма, плоскость главной идеи: мы все пострадали от разобщенности и бездуховности, так давайте же уверуем и сплотимся. В общем, мой вердикт – пустословное, громогласное, полное неизящных толстых намеков пиздострадальческое сентиментальное кино с претензией на откровение. Но в этот раз он хотел с нами поговорить серьезно и о серьезном.
Наверное, сделал как умел.

P. S. Конечно, я не настолько еще тупа, чтобы не понять, что и Бесогон не настолько туп (я надеюсь), чтобы не представлять, как действительно "все это случилось". Думаю, он знает о том, что "260 тысяч дворянских семей в царской России владели в полтора раза большей землицей, чем остальные 30 миллионов крестьянских семей.
что за какие-то тридцать хвостиком лет - с 1885 по 1914 гг., встающая с колен "бурно развивающаяся" Россия вдвое отстала от развитых стран: ее ВВП на душу населения, составляюший в 1885 году 45% от ВВП на душу населения в США превратился в 22% - чуть выше, чем в среднем по Африке (18%), что главные статьи экспорта России - зерновой и нефтяной, - контролировались на паях царской семьей, компанией родственника Ротшильда, некоего господина Дрейфуса (вернувшнй, к слову сказать давеча "в Украину" и Россию", а также и прямо семьей Ротшильда" и т.д. и т.п. Он, видимо, хотел показать катастрофу не сквозь призму глобальных аналитических выводов, а жизнь обычного рядового человека, который пытается осознать великое потрясение, но не может. "Боже, какими мы были наивными" etc. Задумка хорошая. Ну, почти как в "Белой гвардии" у Булгакова. Там тоже ни слова про экономику. Там только о высоком. Но там именно - получилось. А здесь - всё средне.


URL
Комментарии
2014-11-07 в 17:03 

Kati Sark
но...все-таки, ёлы-палы, angst
клевая рецензия, смело выкладывай на кинопоиск,там такого не хватает!

2014-11-07 в 22:37 

Dushka Niki
Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое. А. С. Пушкин
Конечно. там, как гений говорит, одни идиоты

URL
2014-11-07 в 22:39 

Kati Sark
но...все-таки, ёлы-палы, angst
Dushka Niki, поэтому и говорю публикуй!!!!!!!!!!!!!!!

   

Ecce Homo

главная